Профориентация

"Азбука профориентации"

"Азбука профориентации"

Рекомендации психолога учащимся.

7 шагов к взвешенному решению

 1 .Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.

  1. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:
  •         выбираемая профессия и будущий род занятий;
  •         выбираемая профессия и жизненные ценности;
  •         выбираемая профессия и жизненные цели;
  •         выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  •         выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
  •         желательный уровень профессиональной подготовки;
  •         выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  •         желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.
  2. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Проанализируйте,  развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

  1. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  2. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.
  3. Итак,  решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях  вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.

Памятка для родителей.

  1.  Дайте своему ребёнку право выбора своей будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ними  возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материального удовлетворения, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникли разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите  на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребёнок рано увлёкся какой-то профессией, дайте ему возможность поддержать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

Официальные сайты

о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории.

 

  •  Министерства образования Республики Беларусь www.minedy.unibel.by 
  •  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь:www.mintrud.gov.by 
  •   Национального института образования www.adu.by 
  •  Академии последипломного образования www.academy.edu.by 
  •  Главного информационного-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь www.giac.unibel.by
  •  Республиканского центра профессиональной ориентации молодежиwww.repom.edu.by
  •  Информация о высших учебных заведениях Республики  Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: http://www.abiturient.by 
свернуть

Самые востребованные профессии в Беларуси

Самые востребованные профессии в Беларуси

 

Пятёрка самых востребованных профессий по данным кадровых агентств:

 

  1. Специалисты в сфере IT-технологий, программисты, компьютерщики. Дефицит данной категории профессионалов, по мнению экспертов, в Беларуси будет с каждым годом только расти. Да и зарабатывают они весьма прилично.
  2. Рабочие строительных специальностей. Из-за финансового кризиса многие квалифицированные работники строительных организаций уехали или планируют уехать из Беларуси в соседние страны, в первую очередь – в Россию. Поэтому нехватка данных специалистов в нашей стране в данный момент очень велика.
  3. Медицинские работники – медсёстры, фельдшеры, врачи. Сейчас в нашей стране наблюдается острая потребность в заполнении вакансий медперсонала. Поэтому те, кто пойдёт учиться в эту сферу, никогда не будет безработными.
  4. Инженерно-технические специалисты. Данные профессии были востребованы в Беларуси всегда. Скорее всего, эта тенденция сохраниться и в дальнейшем.
  5. Продавцы, кассиры. Торговые сети как в Минске, так и в других городах Беларуси на данный момент развиваются весьма успешно, поэтому потребность в данных специалистах будет только возрастать.

 Также весьма востребованы водители городского транспорта, бизнес-аналитики, тестировщики, специалисты внешнеэкономической деятельности, владеющие иностранным языком. Весьма перспективны профессии логиста, дизайнера, архитектора, переводчика и банковского работника. А в сельской местности нужны трактористы, водители, операторы машинного доения, зоотехники, ветврачи и агрономы.

Пятёрка специалистов, которые чаще других находятся в поиске работы, выглядит следующим образом:

  1. Бухгалтер. Несмотря на то, что такой специалист нужен практически любой фирме, белорусов с дипломом бухгалтера слишком много. Сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток этих специалистов.
  2. Экономист. Всё вышесказанное про бухгалтера применимо и к этой специальности.
  3. Юрист. Специалистов с юридическим дипломом в Беларуси, как говориться, пруд пруди. Данная ситуация сохранится в нашей стране ещё достаточно долго, так что лучше трижды подумать, прежде чем поступать на юридическую специальность.
  4. Специалист или инспектор по кадрам.
  5. Секретарь.

 

свернуть

Что такое целевое направление?

Что такое целевое направление?

Целевое направление предназначено для абитуриентов, которые хотят получить профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. При этом не важно, где в нашей стране проживает этот абитуриент. Важно знать, что заказчиком кадров для целевой подготовки могут быть организации, которые находятся в определенных категориях населенных пунктов с численностью населения менее 20 тысяч человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах.

 Кто утверждает места для целевого приема и где можно найти информацию об этом?

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов утверждается по специальностям учредителями учреждений высшего образования по согласованию с Министерством образования, в том числе по сельскохозяйственным специальностям – до 60 процентов от контрольных цифр приема, по специальностям профиля образования «Здравоохранение» – до 50 процентов от контрольных цифр приема, по иным специальностям – до 40 процентов от контрольных цифр приема.

Ежегодно республиканские органы государственного управления, в подчинении которых находятся учреждения высшего образования, утверждают по согласованию с Министерством образования количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки и доводят его до учреждений образования и заказчиков до 1 мая, а по педагогическим специальностям – до 1 июня. После 1 мая (1 июня – для педагогических специальностей) на сайтах учредителей учреждений высшего и среднего специального образования размещается информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться. Получить целевое направление можно в организации, которая подает такие заявки.

В 2021 году прием по целевому набору увеличен по медицинским и некоторым техническим специальностям.

На каких условиях поступают «целевики»?

Абитуриенты, которые имеют договор о целевой подготовке, участвуют в отдельном конкурсе, что позволяет им на более выгодных условиях конкурировать с иными абитуриентами. При этом не нужно забывать об обязательной отработке, которая составляет 5 лет. Поэтому взвесив для себя все доводы, абитуриент должен принять решение.

Какие существуют льготы для лиц, обучающихся (либо направленных на работу) на условиях целевой подготовки?

Есть льготы, общие для всех молодых специалистов:

отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней. Отдых молодым специалистам предоставляется независимо от того, когда они имели последние каникулы в учебном заведении;

денежная помощь. В соответствии с Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, денежная помощь выплачивается: молодым специалистам, а также выпускникам, указанным в пункте 5 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии); молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки (тарифного оклада), оклада;

компенсации в связи с переездом на работу в другую местность. В соответствии со ст. 96 Трудового кодекса Республики Беларусь выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещаются: 1) стоимость проезда работника, выпускника и членов их семей (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку; 2) расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого работника, выпускника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества); 3) суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках; 4) единовременное пособие на самого работника, выпускника в размере его месячной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, должностного оклада по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого работника, выпускника (на молодых специалистов, направленных в порядке персонального распределения на работу в организации, расположенные в зонах радиоактивного загрязнения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации);

льготы по оплате труда. В соответствии с действующим законодательством в течение первых двух лет работы многим молодым специалистам осуществляются ежемесячные доплаты к заработной плате. Так, молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием, принятым на работу в организации агропромышленного комплекса, в течение двух лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) установлены доплаты в размере 0,46 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 12.08.2013 г. № 353). В соответствии с Инструкцией о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71, надбавки устанавливаются молодым специалистам: педагогическим работникам из числа выпускников, получивших высшее образование, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере 45 процентов от оклада; педагогическим работникам из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере 30 процентов от оклада; молодым специалистам (за исключением педагогических работников) из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере до 20 процентов (включительно) от оклада. Конкретный размер надбавки устанавливается руководителями бюджетных организаций сферы образования;

жилищные льготы и льготные кредиты (для отдельных категорий граждан).

Кроме того, в соответствии с законодательством областные, Минский городской исполнительные комитеты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, наниматели принимают меры по созданию условий для закрепления на рабочих местах молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).

Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства в целях компенсации затрат на наем жилых помещений. Таким образом, наниматели могут предоставлять жилые помещения либо компенсировать затраты на их наем. При наличии финансовых возможностей студентам, обучающимся на условиях целевого договора, могут быть предоставлены доплаты в период обучения.

Может ли быть расторгнут «целевой» договор и на каких условиях?

Обязательный срок работы для таких молодых специалистов составляет 5 лет. Договор о целевой подготовке в период обучения может быть расторгнут. В период получения образования договор может быть расторгнут при наличии следующих оснований:

установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

установление гражданину инвалидности I или II группы;

установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

ликвидация заказчика;

досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

При этом гражданин, с которым договор расторгнут в период получения образования по таким основаниям, вправе продолжить обучение в учреждении образования на основании договоров о подготовке специалистов (рабочих, служащих) за счет средств республиканского (местного) бюджета или на платной основе.

Источник: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2021/may/63872/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

 

У выпускников аграрных классов дополнительные льготы при поступлении

Указом Главы государства от 5 июня 2020 г. № 209 вносятся изменения в Указ от 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования І ступени и среднего специального образования».

В частности, изменениями предусмотрено:

зачисление выпускников профильных аграрных классов учреждений общего среднего образования при поступлении на условиях целевой подготовки специалистов по результатам собеседования без вступительных испытаний (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний);

 По результатам собеседования стать студентом можно будет только при соблюдении определенных условий. Во-первых, выпускник школы должен окончить обучение именно в классе аграрной направленности. Во-вторых, иметь оценку в аттестате по профильным предметам не ниже семерки (для аграрных специальностей это химия и биология, для инженерных - физика и математика). В-третьих, иметь целевое направление из хозяйства, куда отправится молодой специалист по окончании вуза. Но стоит помнить, что «целевое» предусматривает 5 лет отработки по распределению после вуза и три года — после колледжа.

Кого принимают в аграрный класс и чем он отличается от других?

Чтобы попасть в аграрный класс, необходимо окончить базовую школу с отметками не ниже 6 баллов по профильным предметам (обычно это биология-химия, биология-язык, математика-физика) и не ниже 5 по остальным. Учебная программа в 10−11 классах отличается от обычной тем, что ученики проходят на повышенном уровне профильные предметы и посещают факультатив «Введение в аграрные профессии». На занятиях они изучают сельскохозяйственные растения и животных, физику в сельском хозяйстве, основы селекции, технологии получения сельхозпродукции и многое другое. Для закрепления знаний на практике предусмотрены выезды в организации АПК и в вузы (колледжи).

Профориентация в сети Интернет

http://kudapostupat.by/spec/all - ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ "ПРОФЕССИИ/КВАЛИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ"https://www.ucheba.ru/prof - тесты профориентацииhttp://trudbox.by/jobs-dopolnitelnyy_zarabotok -работа и заработок в беларусиhttp://www.rabotka.ru/infoworker/ - справочник профессийhttp://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/ - как выбрать профессию. Тестыhttp://www.vitebsk.gov.by/ru/profor/ - профориентация и профессиональное обучениеhttp://trudbox.by/ - банк вакансий и резюме Беларусиhttps://profigroup.by/ - Журнал "Отдел кадров"http://job4u.by/ - белорусский портал, работа, вакансииhttp://www.novoezavtra.by/ - учебные курсы в Беларусиhttp://rdw.by/ - газета "Работа для Вас"https://jobs.tut.by/ - популярные специальности/вакансии по городам Беларусиhttps://praca.by/ - поиск работы, сотрудничества, рейтинг специальностей

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: