«Внедрение модели военно-патриотического воспитания учащихся в системе межведомственного взаимодействия»

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                Директор ГУО «Узмёнская

                                                                                 базовая школа»

                                                                                 ___________ /О.Ю.Рамза/

                                                                                 «01»  сентября  2023 г

 

Календарный план 

на 2023-20124 учебный год

по реализации  инновационного проекта

«Внедрение модели военно-патриотического воспитания учащихся  в системе  межведомственного взаимодействия»

 

№п/п

Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственные

1.

Создание команды по организационной и методической поддержке проекта     

Май-август 2023

Заместитель директора по УВР

2.

Подготовка методических рекомендаций по вопросам патриотического воспитания школьников

Май-август 2023

Заместитель директора по УВР

3.

Консультирование педагогов по работе в  период работы проекта

1 раз месяц в течение  всего периода

Заместитель директора по УВР

4.

Создание рабочих материалов проекта, определение их эффективности и целесообразности. Определение ответственных за реализацию каждого проекта.

Май-октябрь 2023

Заместитель директора по УВР Руководитель по ВПВ

5.

Формирование банка методических разработок

 На протяжении работы проекта

Учителя-участники  проекта

6.

Совместная конференция педагогов и родителей на тему: «Формирование основ  патриотического воспитания школьников, духовности и нравственных идеалов».      

Октябрь 2023

Заместитель директора по УВР

7.

Организация и проведение   мероприятий, посвящённые правилам и традициям школы, способствующие развитию патриотических чувств, пропагандирующие нравственные ценности, способствующие формированию навыков духовно-нравственной культуры и ЗОЖ школьников.      

 В течение года

 

Заместитель директора по УВР,  участники  проекта

 

8.

Организация и проведение экскурсий, поездок детей школы по памятным местам района,   Беларуси. 

В течение всего периода

Руководитель по ВПВ

9.

Популяризация и освещение школьных  мероприятий по военно-патриотическому воспитанию  в районной газете, на Интернет сайте школы, в социальных сетях       

В течение всего периода

Заместитель директора по УВР,  участники  проекта

10.

Пополнение фонда школьной библиотеки и видеотеки по вопросам патриотического воспитания.

В течение всего периода

Библиотекарь

11.

Организация и проведение  школьных мероприятий, пропагандирующие нравственные ценности   

 

Октябрь ежегодно

Заместитель директора по УВР,  участники  проекта

12.

Организация встреч  представителей    межведомственных структур  с родителями, со школьниками   по вопросам  патриотического воспитания

В течение года

Руководитель по ВПВ

13.

Уроки нравственности, организация и проведение  цикла  мероприятий  по профилактике отклоняющихся форм поведения

1 раз в четверть

Педагог социальный

14.

Организация и проведение факультативных занятий  по патриотическому воспитанию

На протяжении года

Заместитель директора по УВР, педагоги

15.

Организация участия школьников в конкурсах творческих работ, музыкальных конкурсах, фестивалях, проводимых в районе, области.

В течение всего периода

Заместитель директора по УВР,  участники  проекта

16.

Проведение семейных праздников с участием родителей и детей.

 

В течение всего периода

Заместитель директора по УВР,  участники  проекта

 

ОТДЕЛ  ПО ОБРАЗОВАНИЮ  МИОРСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 «УЗМЁНСКАЯ БАЗОВАЯ ШКОЛА»

 

СОГЛАСОВАНО:

Главный специалист

отдела по образованию

Миорского райисполкома

________________ Т.Ф.Янушёнок

___________________ 2023 г.

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор государственного

учреждения образования

«Узмёнская базовая школа»

___________________  О.Ю.Рамза

_______________________ 2023 г.

 

 

Инновационный проект

Внедрение модели военно-патриотического воспитания учащихся  в системе  межведомственного взаимодействия

Сроки реализации проекта: 2023 – 2026 гг.

  

                                                                                   Консультант:

                                                                                   Сипович Инна Валентиновна

                                                                                   методист отдела по образованию

Миорского райисполкома

  

 

Руководитель проекта:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 государственного учреждения образования

«Узмёнская базовая школа»

Малец Людмила Чеславовна

 

2023

І.  Введение.

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлосьодной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самаяблагодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. По меревзросления у обучающихся, как отмечают ученые-исследователи, начинаетформироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я.Бурштейн),требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он зачастуюостается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающегоорганизма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественныморганизациям, которые все еще возникают в нашем сегодняшним неспокойном мире.      Большая роль в формировании гражданственности и патриотизмапринадлежит образовательному процессу. Школа стремится в полной мере выполнить задачи воспитания патриота,  гражданина своей страны. Поэтому сегодня патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В связи с этим, данное направление требует постоянного развития в учреждении образования, системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально  ответственной личности учащегося. Поэтому именно это направление работы было выбрано для её реализации в данном  проекте.

Все направления деятельности будут используются педагогами  школы в едином комплексе через реализацию проектов. Причем формирование гражданственности и патриотизма  у учащихся будет реализовывается не только с помощью  подхода приобретения знаний, но и через взаимодействие  разных межведомственных структур . Задача педагогов – создать  условия, которые бы позволили учащимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, близких, свою собственную, дали возможность почувствовать себя нужным своей стране, своей деревне, своей школе.

Целенаправленная работа по гражданско-патриотическому, военно-патриотическому воспитанию  будет вестись в микрорайоне школы, района, области на протяжении трёх лет. Каждый год будет реализован один из запланированных проектов.  За данный период будет накоплен определенный опыт, который будет транслироваться на страницах районной газеты, в методических изданиях, на методических объединениях.

Календарный план реализации проекта на 2023/2024 г.г. включает организацию урочной, внеурочной занятости учащихся с 1 по 9 класс, направленную на воспитание гражданско-патриотических, военно-патриотических,  духовно-нравственных качеств личности учащихся, формирование основ  учащихся.

Реализация   данного проекта будет осуществляется на территории а/г Узмёны и предполагает вовлечение всех  организаций  района (органы власти Миорского района, учреждения культуры, религиозные организации, силовые структуры).

В результате реализации проекта будет проведено: заседание координационного совета,  обучающий семинар с педагогами школы; уроки военно-патриотического воспитания при библиотеках (школьной и сельской); классные часы, разнообразные мероприятия  с родителями,  общешкольные родительские собрания, лектории для детей,  праздники, мероприятия, выставки литературы по направлению проекта, экскурсии вне населенного пункта, экскурсии, освещение опыта в СМИ, индивидуальные консультации с родителями, обобщение опыта работы педагогов по данному направлению, исследовательская деятельность учащихся. 

   Для достижения поставленных целей и задач  школа  будет использовать разные формы работы: народные сельские праздники, беседы, встречи  с интересными людьми, занятия,  исследовательскую деятельность, разные  виды милосердной деятельности, экскурсионную работу и т.д.

Данный материал может быть использован в работе руководителей по военно-патриотическому воспитанию, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, учителей-предметников.

 Проект содержит технологию, включающую подходы, принципы, методы, приемы, ориентированные на поиск путей повышения эффективности воспитания  патриота,  гражданина своей страны.

  1. Цель и задачи  проекта:

 Цель:

 создание условий для формирования личности современного гражданина-патриота, ответственного за судьбу  Родины через систему взаимодействия  школы, церкви, силовых  и межведомственных структур.

 Задачи:

- организовать сотрудничество школы с межведомственными  структурами через  проведение разнообразных мероприятий военно-патриотической направленности;

- включить в систему работы проекта проведение факультативных занятий,  объединений по интересам военно-патриотической направленности;

- формировать совместно с межведомственными организациями у учащихся нравственное отношение к историческому героическому прошлому нашей республики, культуре ее народов, ее природе, чувства патриотизма, готовности достойного служения Отечеству;

- вовлекать обучающихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность;

- приобщить учащихся и педагогов к поисково-исследовательской работе через создание проектов и экскурсионную деятельность.

  1. Основная идея проекта и направления ее осуществления.

      Реализация инновационного проекта предусмотрена Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, которая представила современное понимание значимости воспитания, определила подходы и направления в воспитательном процессе, закреплены следующие приоритеты воспитания в учреждениях образования: последовательное и активное содействие  личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина. Одной из важнейших задач воспитания, заложенных в Концепции, являетсяформирование гражданственности, патриотизма и национального самосознаниядетей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии.Патриотизм как важнейшее духовное достояние личности характеризуетвысший уровень ее развития и проявляется в активно-деятельностнойсамореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своемуОтечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями,притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости инезаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности,формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном,самоотверженном служении Родине. Патриотизм предполагает, в первуюочередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создалинароды, проживающие в ее пределах.

     Ведущая педагогическая идея проекта заключается в определении путейформирования гражданско-правового сознания, патриотического воспитания посредством внедрения в образовательный процесс деятельности, которая позволит создать условия для саморазвития, самосоциализации личности, самоопределения ее в системе отношений «личность-общество-государство». Работа по формированию гражданской активности и правового сознания учащихся через организацию сотрудничества  субъектов воспитания предполагает внедрение активных форм проведения  различных мероприятий.

      Проект предполагает развивать гражданские качества, патриотическое воспитание   учащихся по следующим основным направлениям:Историко-краеведческое – система мероприятий, направленных напознание историко-культурных корней, осознание неповторимости родногокрая, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости засопричастность к деяниям предков и современников и ответственности запроисходящее в обществе.Духовно-нравственное – осознание учащимися в процессевоспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимыхпроцессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться имив качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Социально-патриотическое – направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование у учащихся активной жизненной позиции.

Туристическое - формирование у учащихся гражданско-патриотических чувстви ответственности за возрождение и сохранение историко-культурного,природного наследия Родины, малой родины средствами туристической,художественной и публицистической деятельности.

Спортивное - формирование мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом, сохранению, укреплению и развитию здоровья.

Семейное -  установить связь истории Миорского района, школы, семьис жизнью страны

  1. Содержание проектной деятельности.  Формы работы.

Предлагаемый проект направлен на  формирование следующих гражданских качеств личности:

- гражданская ответственность, гражданская активность, патриотизм, гражданское сознание, уважение и принятие прав и обязанностей, гражданская культура, уважение к законам государства, толерантность, гражданский долг;

-  подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь,

-  воспитание чувства верности Отечеству, своей малой Родине, школе.

     Гражданственность – сложнейшее личностное образование, основными

элементами которого, являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

Для реализации проекта в учреждении образования созданы

определенные условия и будут организованы и работать:

  1. Образовательный процесс  –  на учебных занятиях организуется работа по изучению истории семьи и края,  истории краеведения, встречи с ветеранами и старожилами микрорайона школы, встречи с интересными людьми.
  2.  Организуется работа по реализации мини-проектов:

«Память» – акции, мероприятия,  направленные на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории, мужеству ее народа. Особое внимание – истории и событиям Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Работа в музее  по тематике: Они защищали Родину, Они выполняли свой интернациональный долг, Они боролись с террористами во всех точках Земного шара, Учителя Узмёнщины, отдавшие частицу своего сердца детям и дети, которые добились успехов в жизни.

«Великая Победа» – акции, мероприятия, направлены на празднование Дня Победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти жертв фашистского террора.

«Милосердие» – блок мероприятий, направленных на социально значимые действия: оказание помощи ветеранам, пожилым и инвалидам, семьям погибших военнослужащих, тимуровская работа.

«Мемориал» – шефство над памятниками, мемориалами, обелисками,  воинскими захоронениями и другая благотворительная деятельность.

«Защитники Отечества» – содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников, воспитание готовности к защите Отечества, физическое развитие подрастающего поколения, воспитание уважения к военной профессии.  Организуется участие в соревнованиях «Защитник Отечества» по военно-прикладным видам спорта, «Зарница». Встречи с ветеранами труда и военнослужащими. Участие в районных, областных торжественных мероприятиях.

«Почта» – мероприятия, направленные на информационно значимые действия: информационные выпуски о ветеранах, героическом прошлом Отечества; публикации в средствах массовой информации рассказов о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов, патриотическом воспитании детей и молодежи; специальные выпуски газет, посвященных ветеранам или памятным дням; выпуск именных открыток и другая работа.

«Книга памяти»» – мероприятия, акции, посвящённые сохранению школьных традиций, биографий великих соотечественников, укрепление связи разных поколений, семейных традиций, воспитание уважения к старшему поколению, акции, направленные на воспитание гражданской ответственности за судьбу Родины, родного края, развитие социальной активности обучающихся.

  1. Реализация факультативных занятий по направлениям проекта.
  2. Работа объединений по интересам «Юный пожарные и спасатели»,   «Спадчына».
  3. Участие в конкурсах и акциях по направлениям проекта

  Гражданско-патриотическое и правовое воспитание строится  с участниками образовательного процесса  и с учетом возрастных категорий учащихся:

  1. Работа с педагогами:

- организация постоянно действующего лектория для учителей «Военно-патриотическое воспитание и педагогика»;

- сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование компьютерных технологий, сети Интернет (посещение сайтов);

- активное использование форм и методов внеаудиторной деятельности (экскурсии, туристические поездки, участие в проектах и др.).

-  проведение с участниками проекта лекций, семинаров, консультаций по проблеме  военно-патриотического    воспитания с приглашением представителей различных структур;

- организация открытых занятий, мастер-классов, научно-практических конференций;

- проведение  методических объединений, посвященных состоянию работы по  проекту;

- организация педагогического самообразования участников проекта по проблеме  военно-патриотического  воспитания;

- публикации материалов педагогов-участников проекта по результатам работы проекта;

- использование  исторических, краеведческих материалов как эффективного средства подготовки педагогов к работе по военно-патриотическому  воспитанию, способствующего самоопределению личности в системе духовно-нравственных ценностей;

- участие в конкурсах творческих работ, которые будут проводиться по данному направлению;

- разработка методических и дидактических материалов и рекомендаций для организации работы по  патриотическому  воспитанию учащихся.

  1. Работа с родителями:

- активизация и корректировка направлений работы с семьёй;

- организация постоянных лекториев для родителей с участием представителей разных структур;

- широкое привлечение  родителей, выпускников к организации образовательного процесса в школе. Проведение совместных (с учителями, родителями и учениками) мероприятий. Организация совместных поездок, экскурсий;

- изменение подходов к проведению родительских собраний с точки зрения участия в данном проекте, в том числе, регулярное приглашение  представителей межведомственных структур на родительские собрания;

- организация семейных праздников светского и церковного календаря с привлечением детей и родителей к их проведению;

- использование возможностей  сайта для работы с родителями.

  1. Работа с  учащимися:

- уроки мужества;

- работа с краеведческим музеем школы;

- шефство над обелисками, вахты памяти;

- исследовательская деятельность;

- военно-спортивные игры;

- экскурсии в музеи, подразделения силовых структур;

- посещение дней открытых дверей в учреждениях силовых структур;

- встречи с узницей Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, военнослужащими, ветеранами МВД;

- акции;

- правовые турниры;

- изучение военной истории, истории милиции, просмотр видеофильмов;

- школьный клуб в летнее время;

- походы и экскурсии;

- соревнования по военно-прикладным видам спорта;

- подготовка творческих, исследовательских работ;

 - самостоятельная деятельность учащихся поискового характера;

 -кружковая деятельность;

 - изучение документов, архивных материалов, научной и художественной

литературы, аудио- и видеоматериалов;

 - работы по благоустройству и сохранению историко-культурных, археологических, природных и других объектов;

 - составление топонимических словарей, карт, краеведческих маршрутов

 микрорайона школы, района;

- встречи с прославленными земляками, выдающимися деятелями;

- экскурсионная деятельность;

 - анкетирование учащихся.

  1. Работа с  межведомственными структурами:

     В ходе реализации  проекта внедряется в практику совместная работа учреждения образования и структур Миорского района.

     Представители различных структур осуществляют просветительскую деятельность среди родителей и педагогов, школьников,  консультируют педагогов по вопросам направлений проекта, участвуют в рецензировании методических материалов (воспитательных планов, сценариев и др.), принимают участие в воспитательных мероприятиях.

  1. Этапы.  Сроки работы проекта.

Подготовительный   

 Май-июнь 2023 г.      

Анализ состояния и результатов образовательного процесса и воспитательной работы.

Обоснование проекта.

Информирование коллектива.

Разработка и согласование  проекта.

Определение педагогами задач  проекта.

Планово-прогностический

Август- сентябрь  2023 г.    

Постановка цели и задач проекта,  ожидаемые результаты.

Ознакомление родителей учащихся с содержанием и задачами  инновационного проекта.

Определение участников и утверждение их функциональных обязанностей.

Планирование  деятельности каждого участника проекта.

Согласование плана проекта на календарный год с  годовым планом школы.

Подготовка методических разработок в помощь участникам проекта.

Практический  

октябрь 2023 – май 2026 г. 

Создание  команды по организационной и методической поддержке проекта.

Распределение функциональных обязанностей между членами команды и чёткая постановка целей.

Организация и проведение установочных инструктивно-методических совещаний, семинаров.

Анализ промежуточных результатов, корректировка педагогической деятельности, регулирование процесса.

Исследование наиболее эффективных приемов и механизмов организации деятельности.

Организация обмена педагогическим опытом.

Участие в научно-практических семинарах и конференциях.

Систематическая учеба и самообразование по теме проекта.

  1. Предполагаемые результаты работы по реализации педагогического проекта:

ü    создать ресурсный методический кабинет по военно-патриотическому воспитанию;

ü    разработать  комплекс проектов, акций, коллективных творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач военно- патриотического воспитания учащихся;

ü    охватить школьников  регулярными занятиями в объединениях по интересам, внеклассных мероприятиях, что  будет способствовать предупреждению правонарушений;

ü    создать творческие и исследовательские  работы школьников по теме проекта;

ü     организовать транслирование опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию (МО, публикации, участие в НПК).

  1. Критерии и показатели определения качества реализации проекта:

- сформированность   гражданской позиции и патриотизма учащихся;

- способность учащихся к самостоятельной поисковой работе;

- точность, достоверность, доказательность исследований;

- представления учащихся о неповторимости  района, особенностях его развития;

- количество проведённых экскурсий, встреч, других мероприятий;

- количество и качество подготовленных газет, рефератов, исследовательских работ;

- миролюбивое отношение к сверстникам, педагогам, членам семьи и окружающим;

- проявление внимания и заботы о своих близких, одноклассниках, других людях;

- количество публикаций в СМИ.

- представление о гражданственности, патриотизме, семейном долге, о нравственных основах и этике взаимоотношений мальчиков и девочек, младших и старших;

-  соответствие поведения, общения социально-одобряемым требованиям;

- владение конструктивными способами предупреждения и разрешения конфликтов.

  1. Кадровое обеспечение:

    Педагог-организатор, педагог социальный, классные руководители, педагоги дополнительного образования, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учителя, имеющие первую и высшую квалификационные категории.    

    Состав участников педагогического проекта:

Малец Людмила Чеславовна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

Рамза Ольга Юрьевна- директор ГУО;

Замкович Владимир Михайлович -  руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учитель физической культуры и здоровья;

Слюдова Татьяна Николаевна - учитель русского языка и литературы, педагог социальный;

Свердел Светлана Викторовна  - учитель биологии, классный руководитель;

Артимович Людмила Ивановна – библиотекарь, классный руководитель

Степуленок Сергей Александрович -  учитель физической культуры и здоровья;

Свердел Алексей Сергеевич -  учитель информатики;

Томашевич Ольга Фоминична- учитель начальных классов, классный руководитель;

Мателенок Наталия Павловна -  классный  руководитель, педагог-организатор, заведующая школьным музеем, учитель истории;

Грецкая Ирина Францевна  - учитель начальных классов; классный руководитель;

Толочко Оксана Болеславовна -  учитель белорусского языка и литературы; классный руководитель;

Молявко Алла Петровна - учитель начальных классов, классный руководитель.

поделиться в:

Интернет-ресурсы: