Занятие
«Родительского университета»
IIступени «Мой ребёнок – подросток»
Для родителей 5-9 классов
Тема занятия
Ваш ребенок вырос
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.
11 сентября 2024 года прошло первое занятие «Родительского университета» для родителей 5-9 классов. На занятии «Ваш ребёнок вырос» родителям рассказали об особенностях младшего подросткового возраста и развитии младших подростков, узнали о том, что важно для общения подростков со сверстниками и взрослыми, обсудили трудности и риски младшего подросткового возраста.
Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми младшего подросткового возраста
- Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
- Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
- Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
- Научите преодолевать трудности.
- Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.
- Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!».
- Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (т.е. развитии собственной личности).
- Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
- Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
- Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами). Помните,что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, так как самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
- Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
- Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
- Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
- Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
- Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
- Помните: недоверие оскорбляет!!!
- Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного (противоречащего правилам и нормам) поведения.
- Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой).
Психологические особенности младшего подросткового возраста
1.Начало бурного психофизиологического развития: изменение пропорций тела и силы мышц приводят к временным нарушениям координации движений, возникают трудности в устной и письменной речи. Гормональная перестройка, подростковый кризис 12-13 лет.
2.Ориентация на группу сверстников: общение со сверстниками пронизывает все сферы жизнедеятельности подростка; появляется многочасовое телефонное общение. Активно развиваются дружеские связи, наблюдаются признаки первой любви.
3. Двойственность потребностей подростка по отношению к взрослому: нуждается одновременно в том, чтобы ему дали проявлять самостоятельность как взрослому, и нуждается в опеке, защите, как ребенок.
- Чувство взрослости(переориентация с детских норм на взрослые: желание подростка приобрести умения и качества взрослого человека, воплощающие образцы «настоящего мужчины» и «идеальной женщины», стремление делать что-то полезное).
- Самооценка складывается на основе объективной оценки всей его деятельности (когда оценивают другие), на оценке собственных способностей, интересов в учебе («могу – не могу») и на оценке своей внешности («красивый - некрасивый»).
6.Мотивация учения. У подростков, с одной стороны, снижается мотивация учения, т.к. возрастает интерес к окружающему миру, преобладает мотив общения со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации: учение приобретает личностный смысл («учусь для себя»).
- Специфика интересов: интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками. Появляется «мода на интересы» – безоглядность какого-нибудь увлечения, когда интерес вдруг приобретает для подростка сверхценный характер (музыка, графити, спорт и т.д.).
- Подростковые обманы и ложь возникают на почве боязни не соответствовать группе сверстников и одновременно пойти против воли родителей. Это заставляет подростка «выкручиваться» — врать и друзьям и родителям, чтобы сохранить свою самооценку и положение.
- Подростковая эмоциональность: подростки сопротивляются открытому «детскому» выражению чувств со стороны родителей (объятиям, поцелуям, ласковым словам) и сами при этом не умеют «по-взрослому» выражать чувства. Возникает определенная неловкость в детско-родительских отношениях: и те и другие сомневаются в любви друг друга и даже конфликтуют по этому поводу.
- Возникновение «ценностного конфликта»: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости, обвинение взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и ценностям, которые проповедуют.
- Подростковая лень связана с функциональным состоянием подростка. Бурный рост, созревание организма, психологические изменения приводят к повышенной утомляемости, снижению работоспособности.
Как наладить отношения с подростком?
- научиться правильно понимать ребенка и доводить до его сознания, что он понят правильно;
- удерживать себя от негативных чувств к ребенку, даже мысленных (они могут становиться реальной, отрицательно воздействующей силой, создавать негативную ауру в семье);
- чтобы отучить ребенка от вредных привычек, следует сделать здоровый образ жизни семейным;
- понимать, что в подростковом возрасте ребенок повторяет стадии раннего развития в более усложненной форме, стремясь удержать чувство безопасности и беззаботности детства;
- установить с подростком партнерские отношения, позволить ему принимать участие в семейных решениях, особенно тех, которые касаются непосредственно его.
11 сентября состоялось первое занятие «Родительского университета» с законными представителями младших школьников по теме «Главные правила здорового образа жизни».
Большую часть времени дети проводят в семье, и обязанность родителей – помочь им организовать свою деятельность и создать полноценные условия для роста, развития и труда. Родителям были даны рекомендации по неукоснительному соблюдению режима дня, правильному питанию, приобщению к спорту и физкультуре, организации свободного досуга. Присутствующим были розданы памятки «Главные правила здорового образа жизни»
Памятка
“Главные правила здорового образа жизни”
- Соблюдение режима дня.
- Культурно-гигиенические навыки: учить детей правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Вместе с детьми рассматривать ситуации защиты от микробов и делать вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
- Правильное питание: еда должна быть разнообразной, сбалансированной. От того, что ест человек, зависят его память и скорость мышления. Поэтому, правильное питание школьника - залог отличной успеваемости.
- Занятия спортом и физкультурой. Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту.
- Дозированный просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
- Совместный досуг. Он способствует укреплению семьи; формирует у детей важнейшие нравственные качества; развивает у детей любознательность; приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение; формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа; сближает всех членов семьи.
17.05.2024г. в ГУО «Узменская базовая школа» проведен родительский университет на тему «Детство без слез. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка”. Родителям необходимо помнить, что ребенок-отдельная личность,не считать ребенка своей собственностью. Необходимо выбирать в отношениях с детьми методы не репрессивной педагогики, а позитивные способы оказания воздействия на маленького человека. Также к ребенку необходимо предъявлять не чрезмерные требования, а те, которые соответствуют его возрасту и могут быть им выполнены.
«Как справиться с отрицательными эмоциями»
1. Как только у вас возникло желание накричать на ребенка, остановитесь и успокойтесь, затем мысленно посчитайте до 10. Это позволит вам отсрочить вашу реакцию на конфликтную ситуацию и преодолеть первые минуты повышенной негативной эмоциональности. После чего, как правило, случившееся перестанет казаться вам столь драматичным.
2. Порыв накричать на собственное чадо вы сможете погасить, если представите, что перед вами не ваш ребенок, а чужой. К примеру, ребенок ваших родственников, знакомых, соседей. Всем известно, что на чужого ребенка кричать непозволительно, да и к проступкам чужих детей взрослые люди относятся снисходительнее, чем к провинностям собственных, поскольку не принимают ситуацию близко к сердцу.
3. Когда из-за плохого поведения ребенка у вас начинают «сдавать нервы» и возникает непреодолимое желание повысить голос на него, представьте себе, что вашими словами его ругает посторонний человек или человек, к которому вы по какой-либо причине испытываете антипатию. Нормальная реакция любящего родителя - оправдать сына, дочь и сгладить неприятную ситуацию.
4.Не сорваться и не накричать на ребенка из-за его шалостей и капризов вам будет значительно проще, если вы представите себе, что в вашем доме гостят родственники, приятели или вы являетесь участником какого-нибудь реалити-шоу, например, «Лучший родитель», и вам следует достойно выйти из сложившейся ситуации. В абсолютном своем большинстве взрослые люди умеют скрывать свои отрицательные эмоции перед посторонними людьми. Вы сможете успокоиться, хорошо обдумать ситуацию и найти педагогически целесообразный выход из нее.
- Хорошо изучите возрастные нормы. Это поможет вам избежать возникновения негативных эмоций. К примеру, если вы будете осведомлены, что ребенку младшего школьного возраста жизненно необходимо находиться в движении (бегать, прыгать, лазать, вертеться и т. д.), у вас не возникнет желание кричать на него из-за его чрезмерной подвижности.
17.05.2024г. в ГУО «Узменская базовая школа» проведен родительский университет на тему «Организация летнего отдыха подростков». С родителями старших классов была проведена беседа о правилах безопасного поведения летом, о занятости детей в свободное время, о оказании первой медицинской помощи. Родителям были даны рекомендации по обеспечению безопасности детей в летний период.
15 марта состоялось занятие родительского университета для родителей учащихся 1-4 классов по теме «Профессия – родитель. Эффективное общение в семье –залог успеха школьника».
Родители расширили представление о глубоком общественном смысле родительства, познакомились с правилами эффективного общения, поучаст-вовали в «терапии» средствами литературы, в игре «Связанный ребенок», «Грецкий орех».
В конце занятия родители получили памятки «Правила эффективного общения», «рецепт» основного закона воспитания. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Советы родителям
- Изучить особенности своего ребёнка. Признавать и утверждать чувство собственного «Я» у ребёнка. Подчеркивать его значимость («какой (ая), ты молодец! Ты мне прекрасно во помогаешь», «Я обратила внимание, что ты в последнее время справляешься и с самыми трудным» заданиями"). Искренне восхищаться им, поощрять инициативу и самостоятельность ("Поделка, которую ты предложил сделать в подарок, оригинальна", "Твое предложение очень интересное").
- Не стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется сам. По чаще прислушиваться к советам ребенка, учиться у него, " Объединять свои усилия с его усилиями. Поддерживать в нем чувство его самоценности и уникальности {"Как хорошо, что ты у нас есть", "Ты самый родной наш человек", "Ты удивительный мальва" и т.п.).
- Выработать единый подход по отношению к ребенку, несмотря на вероятное присутствие различных стилей общения *семье среди взрослых. Это позволит ему ярко проявлять свой внутренний мир и чувствовать себя защищенным.
- Не вести общение друг с другом по стандартному "конфликтному сценарию" и употреблять при этом "запрещенные" фразы типа: отстань от меня...., ну что ты за человек..., ты как всегда..., я тысячу раз тебе говорила, что..., ты можешь хоть раз (помолчать, вовремя прийти)..., терпеть не могу, когда ты..., вместо того, чтобы..., ты бы лучше..." и т.п.
- Чаще употреблять в семейном общении доброжелательные, эмоциональные выражения ("С тобой мне так легко...", "С тобой мне так спокойно...", "Ты меня всегда понимаешь...", "Я бы никогда не смог сделать это так хорошо, как ты..." и т.п.).
- Постараться использовать в процессе общения с детьми компоненты культуры эффективного общения: безусловное принятие, любовь, уважение, веру, справедливость, отзывчивость.
- Устанавливать с детьми доверительные, искренние отношения. Использовать при этом улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание, конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации ("выигрывает" и родитель, и ребенок).
- Правильно и умело общаться с ребенком: стараться понять и принять его. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: "Мне хорошо, когда ты рядом", « Я рада тебя видеть, нам было очень скучно без тебя", "Давай помечтаем с тобой..,», «Все у тебя получится...» и т.п.
Правильная позиция родителя младшего школьника заключается в том, чтобы вовремя заметить успехи и трудности ребенка, поддержать его, помочь раскрыться его природным дарованиям. Родители должны понимать, что для полноценного развития личности ребенка и формирования положительной самооценки ребенку важно реализоваться не только в учебной деятельности, но и в трудовой, общественно-полезной, спортивной, художественно-эстетической, нравственной. Для этого папы и мамы должны верить в своих детей, тем самым избавляя их от нерешительности. Уверенный в себе ребенок справляется с любыми трудностями и неудачами в школе и за ее пределами.
Второе занятие родительского университета было посвящено теме «Адекватная положительная самооценка как условие успешного развития личности ребенка». Цель и задачи данного мероприятия направлены на ознакомление родителей с научно обоснованными способами формирования у детей адекватной положительной самооценки и желание применять их на практике в своих семьях. На занятии родители были активными участниками беседы-эстафеты «Мой ребенок. Какой он?», педагогических упражнений и игр. Родители познакомились с памяткой по формированию у ребенка адекватной положительной самооценки. Важное место было отведено беседе об ответственности взрослых за создание безопасных условий жизни детей, о предупреждении травматизма и гибели на водоёмах, о недопущении оставления детей без присмотра.
Памятка
Формирование у ребенка младшего школьного возраста адекватной и положительной самооценки в условиях семейного воспитания
1.Начинайте с малого. Постарайтесь вселить в ребенка хотя бы крохотное чувство уверенности в своих силах.
- Критично пересмотрите свои требования к ребенку.Дайте ребенку возможность почувствовать успех, покажите ему, что, приложив усилия, он может справиться с любой трудностью.
- Радость - социальное свойство.Радуйтесь вместе с ребенком его успехам.
- Будьте внимательны к ребенку.Предлагайте помощь, когда он просит о ней.
- Советуйтесь с ребенком как с равным или младшим товарищем.Помните, что вера в ребенка окрыляет его. Высказывания типа «Ты молодец!», «Для меня важно услышать твое мнение!», «Я бы не смог придумать лучше, чем ты!», «Я тобой горжусь!», «В этом деле мне без тебя не обойтись!» должны стать ключевыми в общении родителей и детей.
- Просите ребенка о помощи.Склонять человека к добровольной помощи - великое психологическое искусство. Есть моменты, когда всемогущему взрослому следует побыть слабым, беспомощным, беззащитным, зависимым.
- Вселяйте в детей надежду.Помните, что мудрые родители никогда не отнимают надежду у своих детей.
- Залог формирования адекватной самооценки - доброжелательные и открытые отношения в семье. Родители должны помнить: они сами, их поведение, конкретные действия являются моделями поведения для ребенка.
Памятка для родителей.
Уважаемые родители! Сегодня очень актуальна проблема суицида среди несовершеннолетних.
Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию.
ВАЖНО! Практически 90% лиц, совершающих самоубийство, в течение последней недели (или более продолжительного срока) перед самоубийством демонстрируют так называемые предвестники самоубийства.
Родители могут увидеть основные поведенческие проявления «кризисных ситуаций», в которых находится ребенок:
словесные предвестники – это угрозы совершить самоубийство или слова о подобном решении («Не хочу быть больше обузой…», «Лучше не жить, чем так страдать…», «Теперь я больше никого не побеспокою…», «Я вам больше не помешаю…», «Вы меня больше не увидите…», «Спасибо за все», «Скоро я перестану вас мучить»);
поведенческие предвестники – это резкие изменения привычного поведения несовершеннолетнего: прекращение всех социальных контактов, эмоциональное «оцепенение» в ситуации стресса, неадекватное ситуации «приподнятое» настроение, «эпатирующее» поведение, эскейп-реакции (уход из дома, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни, раздача подарков, долгов окружающим, нарушение сна, резкое снижение успеваемости в школе, нарушение аппетита, агрессивность).
ПОМНИТЕ! Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.
Ваша задача: увидеть – пообщаться – понять – поддержать – спасти!
Факторы риска суицидального поведения:
переживаемый или недавний кризис (напряженные межличностные отношения в семье, с родными, близкими, лицами из ближайшего окружения);
«безответная любовь», смерть близких родственников, одиночество, социальная изоляция;
эмоциональная неустойчивость, особенно в периоды возрастных кризов;
острая потребность в близких, но напряженных эмоциональных контактах с родными, близкими, лицами из ближайшего окружения;
импульсивность в поведении, максимализм, категоричность, незрелость суждений;
неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка;
напряженность потребностей, сильно выраженное желание достижения целей;
отсутствие глубоких эмоциональных связей, острая потребность любви к себе со стороны близких и любимых людей (в юношеском возрасте утрата значимой связи означает крах).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогаем ребенку в его развитии.
Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.
Самое главное: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.
Родительский университет в 5-9 классах "Осторожно: суицид"был проведен в феврале 2024 года. Классный руководитель 7 класса – Толочко О.Б., педагог социальный – Слюдова Т.Н. постарались донести до родителей информацию по таким вопросам: суицид среди несовершеннолетних, виды и причины, мотивы суицидального поведения у подростков, индикаторы суицидального риска, профилактика суицидального поведения
Заседание ноябрьского родительского университета проходило в форме беседы. Тема: «Как повысить учебную мотивацию подростков». В фокусе обсуждения были следующие вопросы: отношение подростков к обучению, причины снижения учебной мотивации, как заинтересовать подростка обучением, мотивация на успех.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе
1. Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и так далее). Заикания, тики, энурез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.
2. Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка.
3. Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» – или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.
4. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте общение с ними.
5. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.
6. Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиком своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя.
7. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.
Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или обзывают – немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками – не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит – они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, по тому скорее всего его придется перевести в другой класс.
Ребенку нужно, научиться не бояться сверстников и доверять им!
Заседание сентябрьского родительского университета проходило в форме беседы. Тема: «Ребёнок среди сверстников». В фокусе обсуждения были следующие вопросы: отношение подростков со сверстниками, проблемы лидерства в ученическом коллективе.
Если подросток не хочет учиться и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:
- Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.
- Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.
- Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».
- Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.
- Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.
- Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.
Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.
- Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.
- Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.
- Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.
Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.
Главный совет родителям подростка — будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.
Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.
Подростковый период – сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен.
Как родителям повышать учебную мотивацию школьников.
- Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
- Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
- Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.
- Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят, по крайней мере, 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.
- Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.
- Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
- Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.
- Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.
- Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.
- Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
- Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
- Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
- По возможности, определяйте прикладную направленность обучения.
( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
- Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
- Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
- Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
- Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.
- Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
- Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
В 1 четверти 2023 года в учреждении образования проведено занятие родительского университета для родителей учащихся I-IV классов «Мой ребенок – младший школьник» . Родители прослушали лекцию «Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году».
В конце занятия совместно с родителями была разработана памятка
«Как относиться к отметкам ребенка»
- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия.
- Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
- Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух.
- Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
- Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.
- Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
- Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
- Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.
Мы в соцсетях & RSS